Интервью должно начинаться с приветствия пациента вра­чом. Важно, чтобы форма приветствия соответствовала возрасту и социальному опыту пациента и чтобы вербальное (словесное) приветствие было подкреплено невербальными средствами — это может быть пожатие руки, наклон тела в сторону пациента, кивок головы, улыбка и т. п. Если такого соответствия вербальной и невербальной части приветствия не будет, то больной воспри­нимает приветствие как неестественное и неискреннее (о не­вербальных коммуникациях см. раздел 2.2.6). В случае, если паци­ент опоздал на прием, нужно всегда выяснить причину этого, так как опоздание часто бывает неосознаваемой попыткой избе­жать встречи. Прайс лист на натяжные потолки

Место, где пациенту следует сесть, чаще всего должно быть указано ему врачом, лишь иногда с диагностической целью мож­но дать пациенту возможность самому выбрать себе место и по­смотреть, как он это сделает: при этом тревожный больной по­пытается спрятаться за каким-либо барьером, депрессивный зай­мет самое неудобное и непрестижное сиденье и т. д. Далее, если эта встреча первая, врачу следует представить себя больному; психологически правильнее сделать это даже в том случае, если фамилия врача написана на двери кабинета, в регистратуре и т. д. Важно помнить, что произнесение человеком своего имени, фамилии, должности невнятно и коротко свидетельствует о его пониженной самооценке и не способствует повышению его ста­туса в глазах собеседника.

Далее следуют вводные комментарии, где врач коротко опи­сывает то, как он представляет себе цель встречи, основные воп­росы, которые должны быть в ходе ее решены, в некоторых случаях он указывает, каким временем располагает.

Последняя часть этого раздела интервью — приглашение па­циенту самому сформулировать возможно свободнее и полнее проблемы, которые привели его к врачу. Отметим, что цели встречи в изложении врача и пациента могут совершенно не со­впадать. Если это так, то нужно обсудить разногласия и прийти к общему решению о том, какие цели имеет встреча и какие воп­росы будут на ней обсуждены. Не следует, особенно в амбула­торной практике, намечать слишком широкие и неопределен­ные цели, лучше разделить работу на несколько встреч, каждая из которых посвящена какой-либо определенной проблеме.

Все перечисленные навыки относятся к навыкам межлично­стного взаимодействия.

Типичные врачебные ошибки: игнорирование приветствия или его невербальной части, отсутствие представления врачом са­мого себя, нередко пациенту не дается возможности самому сформулировать цели прихода к врачу, что важно сделать имен­но в начале интервью.

I этап клинического интервью («установление доверительной дистанции») можно определить как активное интервью. Он является наиболее важным и трудным. Первое впечатление пациента способно решить дальнейший ход интервью, его желание продолжать беседу, пойти на раскрытие интимных подробностей. Общение врача с пациентом начинается с ситуативной поддержки. Интервьюер берет нить разговора в свои руки и, мысленно поставив себя на место пациента, впервые обратившегося к врачу, помогает тому начать разговор.

Обычно эффективным для установления «доверительной дистанции» — психологического комфорта оказывается высказывание типа: «Я понимаю, как это непросто обратиться к врачу (психологу). Мне, наверное, не стоит говорить о том, что все, чем Вы захотите поделиться со мной о себе и своих переживаниях, останется между нами». На дальнейших этапах желательно подтверждать (напоминать) пациенту свои гарантии конфиденциальности, но не прямо, а косвенно. Например, вопросы, существенные для понимания состояния пациента, следует начинать со слов: «Если не секрет, не могли бы Вы рассказать подробнее о .» или «Ваше право не говорить мне о .»: «Если Вам не хочется обсуждать эту тему, мы могли бы перейти к другой». Подобными речевыми способами, основанными на этических принципах, возможно быстрое и эффективное установление нужной «душевной волны» между врачом (психологом) и пациентом при условии, что за техникой коммуникации будет стоять искреннее желание разобраться в состоянии пациента, помочь ему, а не манипулирование.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Ревматоидный артрит
По утверждению медиков, ревматоидный артрит - одно из наиболее распространенных воспалительных заболеваний суставов. Ревматоидный артрит - хроническое воспалительное заболевание соедини ...

Диагностика начальных форм кариеса у детей
     Профилактика стоматологических заболеваний – вопрос, беспокоящий стома­тологов нашей страны не первое десятилетие. Реализовать массовую профи­лактику стоматологических заболеваний пред ...

Дерматиты
Дерматит (dermatitis) — воспаление кожи. В отличие от экземы сыпи на поверхности кожи при нем не образуется. Дерматиты быва­ют простые (артифициальные) и аллергические (сенсибилизирую­щие). Просты ...







www.medicinformer.ru - Copyright © - 2019