Изменения, произошедшие в мире в XX веке, заставляют по-иному взглянуть на существование человека как физического объекта. Повышенный интерес к этой теме обусловлен прогрессом в медицине и биотехнологии, благодаря которому появилась возможность осуществлять множество манипуляций с телом человека, не известных ранее.

Несмотря на смерть человека, его тело продолжает существовать как физический объект. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой определяет тело как "организм человека или животного в его внешних, физических формах". Организм при этом – "живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи". Организмом как "живым целым" тело является при жизни человека. После смерти к нему применимо скорее уже другое определение тела (данное тем же словарем): "отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью".

Однако, несмотря на превращение, со смертью человека, его тела в неодушевленный предмет материального мира и либеральная естественно-научная (1) и традиционная православно-христианская (2) точки зрения сходятся в необходимости уважительного и бережного отношения к телу покойного:

1) "Восприятие мертвого человека как человека – сегодня скорее инерция сознания, базирующаяся на морально-этической и религиозной традиции. Однако эта естественная инерция играет сдерживающую роль: восприятие мертвого человеческого тела (в отличие от тела животного) как материального объекта и уж тем более как вещи, мысль об использовании его для удовлетворения потребностей живых людей и вопрос о праве собственности на него представляются кощунственными." (к.ю.н Майфат А.В.)

2) «У нас в России, характерная народная черта — религиозное отношение к мертвому телу, исполненное любви, нежности и благоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем их благоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенного созерцания […] Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и три ночи с чтением, с пением, церковною молитвою. Погребальные молитвы наши исполнены красоты и величия . и, когда слышишь их, кажется, не только произносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг него великое церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия». (статский советник, юрист Победоносцев К.П.)

Смотрите также

Актуальность проблемы
На I Международном конгрессе по преддиабету и метаболическому синдрому последний определен как пандемия XXI века. В Западных странах его распространенность составляет в среднем 25–35%. По прог ...

Виды антисептики
В настоящее время антисептика является составной частью хирургической науки и включает в себя следующие виды: механическую, физическую, химическую, биологическую и смешанную антисептику. Механич ...

Дерматомиозит и упреки пациентки в адрес своей матери
  Пациентка Ш.Х. с дерматомиозитом, аутоиммунным заболеванием с воспалительными изменениями кожи и мышц и мышечной болью и слабостью, всю жизнь в душе упрекала собственную мать из-за ранней ...







www.medicinformer.ru - Copyright © - 2019