Эксклюзивные материалы студентам Рефераты, курсовые, дипломные
История развития теоретических представлений о психосоматических процессах.
Фрейд- одна из первых псизхосоматических моделей была предложена Фрейдом. По фрейду, истерический симптомокоплекс, проявляется когда подавляемый бессознательный конфликт переводится (разряжается) в соматическую сферу. Классические примерами - психогенные параличи руки, истерические припадки, истерическая дисбазия (нарушение ходьбы) или психогенная анестезия (нарушение чувствительности). Фрейд использовал термин "конверсия" для определения процесса, переводящего психическое возбуждение в соматические симптомы. Но ограничивался в своей гипотезе рассмотрением истерии и не расширял ее на органические заболевания.
Гроддек– Некоторые последователи Фрейда (Groddeck, Deutch,Jelliffe) расширяли эти предположения на этиологию органическиз заболеваний. Сомматические симптомы по мнению Гроддека символически выражают существующий внутренний конфликт и направлены на его разрешение или подавление. Таким образом, бессознательное является источником прямого действия на организм. Тем самым Гроддек впервые высказал мысль о значении и влиянии неосознанных процессов на возникновение соматических заболеваний.
Александер
– теория Гроддека подверглась жесткой критике со стороны колег психоаналитиков и в частности, Александера. Он четко разделил конверсионнные симптомы как символическое выражение психологических процессов и органические заболевания, которые он рассматривал как вегетативный ответ на хронические эмоциональные состояния, а так же чисто функциональнные нарушения. Цитата - "Здесь соматические симптомы не становятся замещающим выражением вытесненных эмоций, это нормальные физиологические проявления, сопровождающие эмоции . ".
Он называет такие заболевания "вегетативными" или "органическими" неврозами, определяя их как психогенные органические заболевания. Однако, одно из главных положений концепции Александера о том, что «каждое эмоциональное состояние создаёт свой собственный физиологический синдром» не подтвердилось.
Павлов -
Теория научения играет ведущую роль в интерпретациях и поведенческой терапии определённых видов страхов, фобий, навязчивостей, в лечении заикания, тиков, а также истерических реакций. Как классическому, так и оперантному кондиционированию приписывается определённая роль при развитии этих заболеваний, но всё же правильнее видеть в них фактор, обусловливающий экзацербации уже имеющейся болезни, а не вызывающий её. На примере бронхиальной астмы объяснено и эмпирически проверено применение обучающейся модели для понимания и лечения специфических психосоматических реакций [J. Turnbull, 1962]. Астматоидные реакции могут вначале развиваться как некондиционированные ответы на аллерген. Позже они могут появляться на основе классического кондиционирования как ответ на нейтральный раздражитель, который появляется в паре с аллергеном. Приступы астмы могут рассматриваться как оперантные реакции, которые приводят к вознаграждению (например, внимание окружающих, возможность избежать неприятной деятельности). Но подобными рассуждениями нельзя охватить все проблемы психосоматических нарушений, поскольку они не объясняют причин первоначального появления болезни. Парадигмы, относящиеся как к классическому, так и к оперантному кондиционированию, предполагают, что соматические симптомы уже имеются.
И.П. Павлов и представители его школы описали условные рефлексы практически при всех телесных функциях, в том числе при сердечной деятельности, сосудистых реакциях, деятельности желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, обмене веществ, функции почек и т.д. [К.М. Быков, 1953]. Психосоматические процессы рассматриваются как проторённые пути, как сложные структурированные «рефлексы», соответствующие основной схеме условного рефлекса с его афферентной частью центральной переработки и эфферентной частью дуги рефлекса. Важными являются закономерности формирования условных рефлексов и их ослабления (угасания).
Селье -
Селье оказал большое влияние на психосоматическую медицину, так как указал путь к экспериментальному изучению вредных влияний среды на здоровье и болезнь человека и животных. Первоначально подход, предложенный Селье, и его теория экзогенной обусловленности болезней были поддержаны. Однако реальностью, как это видно из опыта различных дисциплин, является то, что болезнь возникает как продукт взаимодействия внешнего окружения человека и реакции самого организма. Модель взаимодействия такого рода комплексная. Многие, в том числе и врождённые, факторы определяют психобиологическую реакцию человека. В настоящее время можно исходить из того, что многие позиции концепции стресса находятся на пути к объяснению. Очень многие экспериментальные психосоматические исследования у человека являются в действительности исследованиями стресса – традиция, начало которой положил.
Смотрите также
Заключение
Жизнь – это бесконечный процесс
взаимодействия единичных особей с окружающим миром. Положительным результатом
такого взаимодействия является то, что животные особи приобретают некоторые
"знани ...
Интересы для медицины
Рисунок 1. Методы
трансдермальной доставки лекарств. Рисунок из (4).
Методы трансдермальной доставки, применяемые в
данное время:
а)
Извилистый» путь трансде ...
Токсикомания
Токсикомания - заболевание, вызванное хроническим
употреблением психоактивных веществ, характеризуется развитием психической и в
ряде случаев физической зависимости, изменением толерантности к потре ...